Работа с информацией

Приём «Найди аргумент» развивает навыки работы с первоисточником (выдержка из летописи, закона, статьи, интервью и др.). Подготовленный для анализа  материал представляю учащимся заранее и предлагаю подобрать как можно больше аргументов по обозначенному тезису. Приём применяю на этапе изучения нового материала или как опережающее домашнее задание.
Приём «Обзор» развивает умение анализировать одну и ту же проблему с разных точек. У учащихся возникает вопрос: как аргументы сделать разнообразными? Выделяем шесть аспектов: экономический, политический, социальный, духовный, «Из истории» и «За рубежом». Например: тезис об отмене смертной казни в Беларуси на уроке обществоведения в 11 классе по теме «Уголовное право» должен быть рассмотрен с разных точек зрения. Прежде всего, мы обращаемся к нравственному и религиозному аспекту, затем экономическому и правовому, далее приводим статистику и рассматриваем, как решается данная проблема в других странах. Примеры должны быть убедительными, яркими, «свежими». Учащимся 9-11 классов рекомендую систематически смотреть телевизионный канал новостей euronews, российских каналов (РБК, Россия), национального телевидения (ОНТ, БТ), ленту новостей tut.by в Интернете.
 При изучении темы “Религия” в 10 классе по обществоведению класс делиться на группы “Религиоведы”, “Политологи”, “Культурологи”, “Социологи”. Каждая группа презентует результаты своей работы, так складывается общая картина места и роли религии в обществе.
Приём «Пирамида» направлен на развитие умений группировать выделенные аргументы по смыслу, выделять самые сильные, средние и слабые. У основания пирамиды располагаем самые сильные аргументы (аргументы основополагающего характера по сферам общественной жизни мирового масштаба). Далее средние (также по сферам общественной жизни регионального, национального, государственного, городского масштаба), на вершине слабые (из своего жизненного опыта, житейские). В итоге совместно заполняем пирамиду аргументов.

Приём «Клише» развивает умение составлять тезис.  На первых этапах подготовки тезисы формулирует учитель. Однако учащиеся охотнее подбирают аргументы для собственных тезисов или тезисов своих одноклассников. Принимаясь за формулирование тезиса, необходимо придерживаться следующих требований: тезис должен иметь положительную формулировку для утверждающей команды, провоцировать интерес, быть сбалансированным и давать одинаковые возможности командам в представлении аргументов, иметь четкую формулировку, не затрагивать тем, которые могут «поломать» нравственные устои её участников, содержать возможность обсуждения на различных уровнях.


Комментариев нет:

Отправить комментарий